Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЕЛ
54, С. 20-22 опубликовано: 5 октября 2023г.


ПАВЕЛ

Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в.
Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в.

Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в.
(Борисовский Павел Петрович; 29.10.1867, с. Борисовское Владимирского у. и губ.- 6 окт. 1938, близ дер. Селифонтово Ярославского р-на и области), митр. Ярославский и Ростовский. Из семьи диакона. В 1888 г. окончил по 1-му разряду Владимирскую ДС и получил назначение в МДА. В академии поддерживал дружеские отношения с П. Ф. Полянским (впосл. митрополит сщмч. Петр (Полянский)), В. С. Георгиевским (впосл. митрополит Евлогий (Георгиевский)) и Н. Я. Князевым (впосл. протоиерей), последний описал его в своих воспоминаниях о времени совместной учебы (Воспоминания прот. Николая Князева (1947): (Коммент. в свете веры) / Публ. и коммент.: О. Н. Копылова // ВЦИ. 2006. № 2. С.109-123). В 1892 г. П. П. Борисовский окончил МДА со степенью кандидата богословия, был оставлен при академии на год профессорским стипендиатом, однако не завершил работу над магистерской диссертацией. В 1893 г. назначен преподавателем Могилёвской ДС. В 1897 г. переведен во Владимирскую ДС. В 1907 г. назначен инспектором Пензенской ДС. В 1908 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, назначен на должность ректора Пензенской ДС. В 1911 г. назначен ректором Владимирской ДС. Овдовел. В июне 1915 г. принял монашеский постриг с сохранением прежнего имени, был возведен в сан архимандрита. 23 апр. 1916 г. Владимирский и Шуйский архиеп. Алексий (Дородницын) возглавил хиротонию П. во епископа Суздальского; он стал 3-м викарием Владимирской епархии. С авг. 1917 г. правящим архиереем П. являлся архиеп. Сергий (Страгородский; с нояб. 1917 - митрополит, впосл. патриарх Московский и всея Руси).

23 апр. 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) назначил П. епископом Челябинским, 2-м викарием Оренбургской епархии. Однако городской голова и городская дума Суздаля от имени правосл. населения города обратились в Патриархию с просьбой об оставлении П. на прежнем месте служения, выразив готовность взять на себя его финансовое обеспечение. 12 июня того же года патриаршим указом П. был оставлен на Суздальской кафедре. 2 марта 1919 г., в Прощеное воскресенье, П. произнес проповедь, к-рую власти сочли антисоветской агитацией. Владимирская губернская ЧК начала следствие и 2 июня того же года П. был арестован и заключен в тюрьму во Владимире. 6 июня освобожден и передан на поруки Д. В. Касаткину, родственнику его покойной жены. 13 мая 1921 г. назначен епископом Вятским (с авг. 1922 титуловался «Вятским и Слободским»). В мае 1922 г. арестован по «суздальскому делу» (о пропаже части церковной утвари из ризницы Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря во время кампании по изъятию церковных ценностей). Был этапирован во Владимир, где находился в тюрьме вместе с Владимирским митр. Сергием (Страгородским), епископами Ковровским священноисп. Афанасием (Сахаровым) и Суздальским Василием (Зуммером) (Косик О. В. Из истории Владимирской епархии // БСб. 2000. Вып. 6. С. 37). 10 июня 1022 г. освобожден по амнистии, вернулся в Вятку.

Летом того же года решительно выступил против обновленчества. Местный орган ГПУ в это время называл П. и его викария - Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) главными руководителями «реакционного духовенства» Вятской губ. При этом по отношению к сторонникам обновленцев П. проводил менее жесткую политику, чем еп. Виктор. Так, напр., П. снял запрещение, наложенное епископом Глазовским на священника, выступившего с критикой канонического священноначалия в местной газете. Согласно донесению вятского отдела ГПУ, это вызвало конфликт между архиереями (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 330). 23 авг. 1922 г. в Вятку прибыл уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) свящ. Н. Г. Утробин, к-рый попытался склонить П. к сотрудничеству с ним, но получил решительный отказ. 24 авг. П. и еп. Виктор выступили с совместным посланием к вятской пастве. Правящий и викарный епископы объявили ВЦУ самозванным и неканоничным и предостерегли верующих от общения с обновленцами. 25 авг. П. и еп. Виктор уведомили Вятский губисполком о том, что «Вятская епархия объявляется автокефальною, т. е. самостоятельною поместною церковью, независимо от... т. н. Временного Церковного управления (г. Москва)...». Заявление об автокефалии было сделано в связи с арестом патриарха Тихона и на основании послания патриаршего местоблюстителя митрополита Ярославского священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г.; оно означало не отделение епархии от канонической Церкви, а ее переход на временное самоуправление в условиях захвата центральных церковных структур в Москве обновленцами.

26 авг. 1922 г. П. и еп. Виктор были арестованы и этапированы в Москву, где содержались в Бутырской тюрьме. Архиереев обвинили в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», а также в связях с подпольными монархическими группами и в распространении воззваний патриарха Тихона и митр. Агафангела. 23 февр. 1923 г. П. был приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Нарымский у. Томской губ. В ссылке он сблизился с высланным туда же Ярославским митр. Агафангелом. 12 апр. 1924 г. патриарх Тихон в связи с переговорами о легализации высших органов управления РПЦ ходатайствовал перед гос. властями об освобождении П. в числе др. осужденных архиереев. 21 мая того же года патриарх включил его в состав нового Синода; в тексте патриаршего указа П. был упомянут как архиепископ. 1 июля того же года патриаршим указом деятельность Синода была прекращена ввиду отказа властей в его регистрации. Весной 1926 г., по отбытии срока ссылки, П. вернулся к управлению Вятской епархией. Вместе с освобожденным еп. Виктором (Островидовым) П. сумел за короткий срок возродить правосл. Вятскую епархию. После массового возвращения приходов из обновленчества у православных насчитывалось ок. 470 храмов; обновленцам удалось удержать лишь ок. 40 церквей.

14 мая 1926 г. П. вновь был арестован вместе с еп. Виктором по обвинению в «организации нелегальной епархиальной канцелярии, неподчинении распоряжениям советской власти, ведении церковно-реакционной деятельности и произношении проповедей контрреволюционного характера». Вскоре П. был отправлен по этапу в Москву, поскольку, по мнению вятских властей, «содержать под стражей гр. Борисовского в Вятке не представляется возможным в целях недопущения паломничества религиозной публики к месту заключения указанного лица». В Москве П. содержался во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, затем в Бутырской тюрьме. 20 авг. 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки. Был выслан в г. Александров Владимирской губ.

Освобожден в нач. лета 1927 г., видимо, в связи с договоренностью заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия с властями о легализации высших и епархиальных органов управления РПЦ на условиях установления над ними гос. контроля. Проживал в Москве. Был включен митр. Сергием в постоянный состав Временного Священного Синода. 29 июля того же года вместе с др. членами Синода подписал «Декларацию» 1927 г., в к-рой была выражена лояльность по отношению к советскому режиму. Временно управлявший Вятской епархией в отсутствие П. еп. Виктор (Островидов), ставший к тому времени правящим Ижевским архиереем, не принял «Декларацию» и отказался исполнять указания Синода и П. по обнародованию этого документа. 12 дек. 1927 г. П. прибыл на короткое время в Вятку. Накануне его прибытия еп. Виктор переслал из Ижевска свое обращение, в к-ром призвал духовенство Вятской епархии прекратить поминовение П. за богослужением, если он не принесет «покаяние и отречение» от «Декларации», к-рая расценивалась как «поругание Церкви Божией и уклонение от истины спасения» (Акты свт. Тихона. С. 535-536). В ответ 14 дек. П. выступил с посланием к пастве, в котором объяснил, что подписал «Декларацию» ради того, чтобы, «не поступаясь нимало Православием и канонами церковными, создать во вверенной мне Вятской епархии вполне легализованное гражданской властью управление, а верному мне духовенству - обстановку мирного пастырского труда». Также П. обращал внимание на то, что Синод, в состав которого он входил, «ходатайствовал об облегчении участи лиц, осужденных в административном порядке по гражданско-церковным делам» (Там же. С. 538-539). В кон. дек. 1927 г. еп. Виктор прекратил общение с митр. Сергием и Московской Патриархией. В результате «викторианского разделения» в Вятской епархии под упр. П. остались 335 приходов, а 135 церквей перешли к викторианам. П. участвовал в организации Вятского епархиального совета, в янв. 1928 г. вернулся в Москву, откуда продолжал осуществлять управление епархией.

Весной того же года по поручению митр. Сергия П. неск. раз посещал в Ярославле митр. Агафангела (Преображенского), к-рый в февр. 1928 г. из-за неприятия «Декларации» 1927 г. и нового церковного курса (на лояльность к советским властям) отделился со своими викариями «в порядке административного управления» от Московской Патриархии, сохранив молитвенное общение с митр. Сергием. Личные отношения, установившиеся между П. и митр. Агафангелом во время их совместного пребывания в нарымской ссылке, видимо, помогли преодолеть церковное разделение в Ярославской епархии. 10 мая митр. Агафангел и его викарии Любимский архиеп. Варлаам (Ряшенцев) и Ростовский еп. Евгений (Кобранов) направили митр. Сергию письмо, в котором сообщили о признании его адм. власти. После кончины митр. Агафангела 16 окт. того же года П. был направлен в Ярославль, чтобы возглавить отпевание почившего архиерея и провести его похороны. С 17 окт. 1928 г. являлся временно управляющим Ярославской епархией. 3 февр. (по др. данным, 6 февр.) 1929 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с предоставлением права ношения креста на клобуке. Время управления П. Ярославской епархией пришлось на период жестоких гонений на Церковь, было закрыто большинство храмов, духовенство подвергалось массовым репрессиям. 21 авг. 1937 г. П. арестован в Ярославле по обвинению в «организационной контрреволюционной деятельности», в т. ч.- в создании в Ярославской обл. «антисоветских повстанческо-диверсионных групп». Вместе с митрополитом были арестованы 258 священнослужителей и мирян. До весны 1938 г. П. отказывался признавать себя виновным. Сохранились свидетельства о применении к нему многодневных пыток, после к-рых он подписал на допросах протоколы с признательными показаниями против себя и др. лиц. 6 окт. 1938 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила П. к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день на полигоне близ дер. Селифонтово и похоронен там же в безвестной могиле. Ныне на этом месте обустроено мемориальное кладбище в память о жертвах репрессий.

Соч.: Чего надо желать для нашего общественного воспитания? Могилёв, 1894; Знамение времени: (Слово, сказанное в Суздальском Градском соборе пред ночным молебствием на начало Нового 1917 г.) // ПрибЦВед. 1917. № 2. С. 26-29; Царь освободитель // Там же. № 7. С. 143-145.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 281-283; Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30-40-е и нач. 50-х гг., связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1993. Т. 1. С. 390; 1994. Т. 2. С. 77; Акты свт. Тихона. С. 126, 127, 319, 511, 513, 535, 538, 539, 551, 588, 601, 602, 607, 608-609, 614, 616, 674, 675, 685, 704, 786, 877; Марченко В., свящ. Вечная память // Ярославские ЕВ. 1996. № 8/9. C. 5-6; За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биогр. справ. Александров, 2000. С. 55; Боже В. С. Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии, 1908-1918. Челябинск, 2003. С. 218-220; Сухих А., прот. Вспомним поименно: Подвижники веры и благочестия Вятской земли. Киров (Вятка), 2004. Кн. 3. С. 51-55; Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение свт. Агафангела, митр. Ярославского и Ростовского, исповедника / Сост.: И. Г. Менькова. М., 2005. Кн. 1. С. 419, 438, 447-448.
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Павел (Борисовский Павел Петрович; 1867 - 1938), митрополит Ярославский и Ростовский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский